ВОПРОС 1
Я выхожу на остановку строго на конкретное время отправления автобуса моего маршрута. Столкнулась с ситуацией, когда автобус отправился на две минуты раньше. Возмущению моему нет предела. Почему автобусы не ходят строго по расписанию?
ОТВЕТ 1
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим процесс осуществления автомобильных перевозок пассажиров в Республике Беларусь, являются «Правила автомобильных перевозок пассажиров», утверждённые постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 972 от 30.06.2008.
В пункте 227 данного документа указано, что автомобильный перевозчик при выполнении автомобильных перевозок пассажиров обязан своевременно подавать транспортное средство в регулярном сообщении при городских и пригородных автомобильных перевозках пассажиров – не ранее чем за 3 минуты и не позже чем на 5 минут относительно времени по расписанию. Следовательно, опережение графика движения на период до трёх минут и опоздание на период до пяти минут не являются нарушением требований законодательства, т.е. данные отклонения допустимы.
Выполнение графика движения водителями контролируется автоматизированной системой GPS/GLONASS-мониторинга транспорта «Азимут-2» (спутниковой системой навигации). Работники ОАО «Пинский автобусный парк», равно как и работники предприятия-правообладателя системы, не имеют физической возможности внести какие-либо корректировки в учётные данные системы GPS/GLONASS-мониторинга (местоположение, время, скорость движения и т.д.), поскольку они формируются посредством задействования космического оборудования и наземного сегмента (систем управления).
Каждый из водителей прилагает усилия для неукоснительного выполнения расписания движения каждого конкретного рейса, поскольку в случае признания программным комплексом автоматизированной системы диспетчерского управления рейса нерегулярным (опоздание свыше 5 минут и опережение свыше 3 минут в соответствии с требованиями законодательства), водитель автоматически лишается части премии за нарушение графика движения.
Добиться того, чтобы каждый автобус прибывал на каждый остановочный пункт «секунда в секунду» физически невозможно, поскольку на время преодоления расстояния от одного остановочного пункта до следующего влияет ряд объективных и субъективных факторов: интенсивность транспортных потоков; режим работы светофорных объектов; уровень пассажиропотока, который влияет на время посадки на конкретном остановочном пункте; время суток; состояние проезжей части; погодно-климатические условия и т.д.
Отстой на остановочном пункте с целью «выжидания времени» производить нелогично, поскольку указанная ситуация неминуемым образом спровоцирует поступление на предприятие обращений пассажиров других категорий с жалобами на неудовлетворительное качество транспортного обслуживания.
ВОПРОС 2
Недавно подбегала к автобусу сзади, а двери захлопнулись практически «перед носом». Я стучала по автобусу, а водитель никак не отреагировал и уехал. Почему водители так бессовестно себя ведут?
ОТВЕТ 2
Установленные на автобусах зеркала заднего вида позволяют водителям следить за входом и выходом пассажиров, закрытием дверей, а также просматривать небольшую часть пространства возле транспортного средства (правое зеркало). После закрытия дверей, внимание водителя концентрируется уже на левом зеркале, в целях безопасного отправления от остановочного пункта и недопущения столкновения с другими участниками дорожного движения. Водитель физически не в состоянии видеть всех подбегающих к автобусу людей.
В ходе проведения общих и бригадных собраний, а также индивидуально до сведения водительского состава доводится информация о необходимости максимально качественного обслуживания пассажиров, в том числе путём ожидания подбегающих пассажиров.
ВОПРОС 3.
В 2015 году в возрасте 55 лет я ушел на льготную пенсию. Недавно проезжал в пригородном автобусе. Предъявил водителю пенсионное удостоверение, однако он мне льготного билета не выдал. Водитель сказал, что 50-процентная льгота будет предоставляться по достижению мной возраста 60 лет. Правильно ли поступил водитель автобуса, не выдав мне льготный билет?
ОТВЕТ 3.
Право на 50-процентную скидку со стоимости проезда установлено Указом Президента Республики Беларусь от 29.04.2011 № 176 «О государственной поддержке пенсионеров». Указанная скидка предоставляется гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, которым назначена государственная пенсия независимо от ее вида. При этом 50-процентная скидка со стоимости проезда установлена не только при проезде на автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси), но и при проезде на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий эконом-класса, а также на водном транспорте. Скидка предоставляется на период сезонных сельскохозяйственных работ ежегодно с 1 мая по 30 сентября при предъявлении пенсионных удостоверений. Граждане, ушедшие на досрочную пенсию по возрасту в связи с работой в особых условиях (льготная пенсия), правом на 50-процентную скидку могут воспользоваться только по достижению общеустановленного пенсионного возраста.
Кроме того, скидка предоставляется родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья при предъявлении ими удостоверений о праве на льготы. Лица, имеющие подобные удостоверения, право на 50-процентную скидку могут реализовать только по достижению общеустановленного пенсионного возраста.
Право на 50-процентную скидку имеют не только пенсионеры – граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории республики, получают пенсии в (из) Российской Федерации, Украины и других государств, имеют пенсионные удостоверения этих государств и достигли общеустановленного пенсионного возраста. Для подтверждения факта постоянного проживания на территории Республики Беларусь указанная категория граждан кроме пенсионного удостоверения обязана предъявить вид на жительство.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596 «О пенсионном обеспечении» право на пенсию по возрасту на общих основаниях по достижении общеустановленного пенсионного возраста имеют:
- в 2016 году: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет;
- в 2017 году: мужчины – 60 лет 6 мес., женщины – 55 лет 6 мес.;
- в 2018 году: мужчины – 61 год, женщины – 56 лет;
- в 2019 году: мужчины – 61 год 6 мес., женщины – 56 лет 6 мес.;
- в 2020 году: мужчины – 62 года, женщины – 57 лет;
- в 2021 году: мужчины – 62 года 6 мес., женщины – 57 лет 6 мес.;
- в 2022 году и последующие годы: мужчины – 63 года, женщины – 58 лет.
ВОПРОС 4:
Правомерно ли поступил кондуктор, отказав мне провезти в автобусе городского маршрута спортивный велосипед?
ОТВЕТ 4:
Порядок выполнения автомобильной перевозки багажа и ручной клади определен Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 (далее – Правила). На сайте ОАО «Пинский автобусный парк» размещены действующие Правила, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2018 № 636.
Согласно пункту 2 Правил, багаж или ручная кладь подразделяются на 3 вида:
- места багажа или ручной клади крупномерные – предметы, имеющие размеры более 100х60х40 см или сумму трех измерений более 200 см или массу более 40 кг.;
- места багажа или ручной клади маломерные – предметы, имеющие размеры не более 60х40х20 см или сумму трех измерений не более 120 см и массу не более 20 кг.;
- места багажа или ручной клади среднемерные – предметы, имеющие размеры не более 100х60х40 см или сумму трех измерений не более 200 см и массу не более 40 кг.
Согласно пункту 67 Правил, запрещается перевозить багаж и (или) ручную кладь, содержащие взрывоопасные, огнеопасные, окисляющие, коррозионные, радиоактивные, отравляющие, ядовитые (токсичные), озоноразрушающие, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, зловонные, с резким запахом вещества и предметы, острые и (или) режущие предметы (без упаковки или чехлов, исключающих причинение вреда пассажирам и ущерба их имуществу), огнестрельное оружие без наличия у пассажира документа, подтверждающего право на его ношение, и не вложенное в чехол (кобуру), а также другие предметы и вещества, которые при автомобильной перевозке могут причинить вред пассажирам, водителю, кондуктору или вызвать повреждение или загрязнение транспортного средства, багажа и (или) ручной клади. К перевозке в качестве багажа не принимаются также хрупкие предметы, деньги, ювелирные изделия, драгоценные металлы, камни и изделия из них, ценные и деловые бумаги, ключи, документы, удостоверяющие личность, документыдля выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, удостоверения и иные документы, подтверждающие специальный статус (права и обязанности) их владельца, другие подобные предметы. Багаж принимается только в исправной закрытой упаковке.
Указанным пунктом Правил наименование предметов багажа или ручной клади не конкретизируется. Им определен перечень критериев, по которым те либо иные предметы запрещаются к перевозке автомобильным транспортом. Например, велосипед может быть запрещен к автомобильной перевозке по причине того, что он может причинить вред пассажирам, водителю, кондуктору или вызвать повреждение или загрязнение транспортного средства, багажа и (или) ручной клади.
Пунктом 223 Правил определено, что пассажир имеет право бесплатно провозить одно место маломерной ручной клади, длинномерные предметы размером до 151см, а также инвалидную коляску, трости, костыли, ходунки и другие средства социальной реабилитации для личного пользования инвалидов, музыкальный инструмент в футляре, лыжи, клюшки, удочки, ружье в чехле, мелкий садовый инвентарь, велосипед в разобранном и упакованном виде, размеры которых в сумме измерений по длине, ширине и высоте не превышают 200см, детский велосипед, санки и коляску. Сверх нормы бесплатного провоза в автобусах без багажного отсека пассажир имеет право провозить за плату не более одного места маломерной ручной клади, а в автобусах с багажным отсеком – не более двух мест маломерного багажа или одного места среднемерного багажа. Кроме того, пассажир имеет право провозить за плату в багажном отсеке при наличии технической возможности и с согласия автомобильного перевозчика сверхнормативное количество маломерных и среднемерных мест багажа, а также крупномерные места багажа.
Таким образом, при выполнении автомобильных перевозок пассажиров перевозка велосипедов разрешается только в разобранном и упакованном виде, при условии, что размер упаковки в сумме измерений по длине, ширине и высоте не будет превышать 200 см.
ВОПРОС 5:
Слышу разные мнения по поводу порядка и условий провоза собак в автобусах. Подскажите, могу ли я перевозить в городском автобусе на задней площадке крупную собаку в наморднике и на коротком поводке?
ОТВЕТ:
ОАО «Пинский автобусный парк» в своей деятельности руководствуется исключительно нормами и положения существующего законодательства, регламентирующего сферу осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок осуществления автомобильных перевозок пассажиров в Республике Беларусь, являются «Правила автомобильных перевозок пассажиров», утверждённые постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 972 от 30.06.2008 (в редакции постановления от 31.08.2018 № 636, вступило в силу с 12.10.2018). Согласно положениям п. 223 указанных Правил, пассажир имеет право:
- провозить бесплатно во внутриреспубликанском сообщении специально обученную собаку-проводника, сопровождающую инвалида по зрению;
- провозить в регулярном сообщении с собой в счёт разрешённых к перевозке мест багажа и (или) ручной клади бесплатно или платно (в зависимости от общего числа и мерности мест) мелких домашних животных (собак, кошек и других животных) и птиц в клетках, ящиках, мешках или сумках с водонепроницаемым адсорбирующим дном при условии ответственности пассажира за соблюдение мер безопасности и санитарных норм;
- провозить в нерегулярном сообщении с согласия автомобильного перевозчика при выполнении условий обеспечения безопасности пассажиров и экипажа собаку крупной породы (высота в холке более 50 см). При этом пассажир должен быть не моложе 16 лет, а если собака потенциально опасной породы, то пассажир должен быть совершеннолетним.
Одновременно, в соответствии с требованиями п. 224 данных Правил, пассажир обязан:
- при автомобильной перевозке собаки или кошки обеспечить наличие жетона и регистрационного свидетельства животного с отметкой ветеринарного врача о вакцинации против бешенства, а в установленных случаях – ветеринарного свидетельства или ветеринарной справки;
- соблюдать санитарные нормы при автомобильной перевозке домашних животных (собак, кошек и других животных) и птиц.
Анализ вышеуказанных положений позволяет констатировать следующее:
- пассажир имеет право провозить собаку-проводника независимо от её размеров и независимо от вида сообщения (городское, пригородное, междугородное, регулярное или нерегулярное);
- в городском общественном транспорте (регулярное сообщение) пассажир имеет провозить только мелкую собаку с соблюдением определённых условий;
- в городском общественном транспорте (регулярное сообщение) пассажир не имеет права провозить собаку крупной породы. Право перевоза крупной собаки распространяется только при осуществлении перевозок в нерегулярном сообщении (т.е. на условиях почасовой оплаты, по заказу).
ВОПРОС 6:
Имеют ли право на бесплатный проезд учащиеся колледжей, получающие среднее специальное образование?
ОТВЕТ:
В конце августа 2024 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 2024 года № 630, которым были внесены отдельные изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 февраля 2011 года № 202 «О некоторых вопросах проезда учащихся».
Пунктом 1 указанного Постановления определено, что право на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте и метрополитене в населенных пунктах места жительства (места пребывания) и места учебы предоставляется в период с 1 сентября по 30 июня учащимся, получающим общее среднее и специальное образование.
Данное право реализуется на основании карты учащегося (ученического билета), справки о том, что гражданин является обучающимся, с указанием населенного пункта места жительства (места пребывания) и места учебы.
Согласно главе 3 Кодекса Республики Беларусь об образовании, система образования подразделяется на три вида образования: основное образование, дополнительное образование и специальное образование.
Глава 11. Основное образование
Основное образование включает в себя следующие уровни:
- дошкольное образование;
- общее среднее образование;
- профессионально-техническое образование;
- среднее специальное образование;
- высшее образование;
- научно-ориентированное образование.
Глава 12. Дополнительное образование
Дополнительное образование подразделяется на следующие виды:
- дополнительное образование детей и молодежи;
- дополнительное образование одаренных детей и молодежи;
- дополнительное образование взрослых.
Глава 13. Специальное образование
Специальное образование – обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования (школы для детей с нарушением слуха, слабовидящих, с задержкой умственного развития и т.д.).
Глава 30. Система среднего специального образования
- Среднее специальное образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, курсанта, формирование у них компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, завершающийся присвоением квалификации специалиста со средним специальным образованием, рабочего со средним специальным образованием.
Таким образом, действующим законодательством право на бесплатный проезд транспортом общего пользования предоставляется учащимся, получающим общее среднее образование и специальное образование (союз И соединяет два вида образования, получаемого учащимися).
Учащиеся, получающие среднее специальное образование (учащиеся колледжей), а также профессионально-техническое образование (учащиеся колледжей, профессионально-технических училищ и т.д.) права на бесплатный проезд транспортом общего пользования не имеют.
ВОПРОС 7:
Предоставляется ли право на бесплатный проезд учащимся общеобразовательных школ в автобусах пригородного сообщения по предъявлению карты учащегося либо ученического билета?
ОТВЕТ:
Право бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки в регулярном сообщении, учащимся учреждений общего среднего, специального и дополнительного образования предоставлено в период с 1 сентября по 30 июня решениями Пинского районного Совета депутатов от 04.05.2018 № 2-05 и Ивановского районного Совета депутатов от 27.12.2018 № 32 (в пределах соответствующих административно-территориальных единиц).
Указанными решениями определено, что бесплатный проезд в автобусах пригородного сообщения предоставляется только от места проживания обучаемого к месту учебы и обратно и реализуется на основании типовой справки, содержащей информацию о месте жительства (пребывания) обучаемого. В то же время, ни карта учащегося, ни ученический билет сведений о месте жительства (пребывания) обучаемого не содержат.
Таким образом, учащиеся общеобразовательных школ право на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, могут реализовать только по предъявлению справки учащегося.